«Поскольку сострадание к животным столь неразрывно связано с положительными чертами человеческого характера, можно со всей уверенностью утверждать, что тот, кто жестоко обращается с животными, не может быть хорошим человеком.» Артур Шопенгауэр   Если допустить, что у нас есть право причинять страдания без необходимости — тогда будет разрушено само основание человеческого общества. Джон Голсуорси (1867 — 1933) Природа наделила человека высоким и прекрасным даром сострадания, которое простирается на бессловесных животных. И не подлежит сомнению, что самые благородные души обладают наибольшим даром сострадания, а люди недалекие и узколобые считают, что сострадание не то качество, которое необходимо им проявлять к другим живым существам; но великая душа, Венец создания, сострадает всегда. Человек должен почувствовать свою близость и свой долг в отношении любой формы жизни, с которой он входит в соприкосновение. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) "Нам никогда не удастся установить с полной уверенностью, насколько наше отношение к другим людям является результатом наших чувств — любви, неприязни или злобы — и насколько оно предопределено равновесием сил между нами и ними. Истинная доброта человека во всей ее чистоте и свободе может проявиться лишь по отношению к тому, кто не обладает никакой силой. Подлинное нравственное испытание человечества, то наиглавнейшее испытание (спрятанное так глубоко, что ускользает от нашего взора) коренится в его отношении к тем, кто отдан ему во власть: к животным. И здесь человек терпит полный крах, настолько полный, что именно из него вытекают и все остальные » Милан Кундера Придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека. Л. Да Винчи Воздержи себя от убийства животных: пролитие крови оных привело людей к неистовству проливать кровь подобных себе. Пифагор V в.до н.э. Общество, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным. Лев Толстой Если сдохнет от голода пес у ворот — знак того, что страна, как собака, умрет! Уильям Блэйк «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу», — говорил Альберт Швейцер. Чем выше в духовном отношении стоит человек, по убеждению Швейцера, тем с большим благоговением он относится к любой жизни. В одной из глав его философского труда «Культура и этика», которая так и называется «Благоговение перед жизнью», Швейцер развивает положения универсальной этики: «Он (человек) станет этичным только тогда, когда жизнь как таковая, жизнь животных и растений будет для него так же священна, как жизнь человека, и когда он посвятит себя жизни, находящейся в бедствии. Только универсальная этика переживаний, ответственность которой перед всем живым неограниченна, дает «Бессловесное существо способно страдать так же, как и мы,-говорил выдающийся гуманист Альберт Швейцер. -Истинная, глубокая человечность не позволяет нам равнодушно относиться к их страданиям». «Это ужасно! как человек без нужды подавляет в себе высшее духовное начало — чувство сострадания и жалости по отношению к подобным ему живым существам, — и, попирая собственные чувства, становится жестоким. А ведь как крепка в сердце человеческом эта заповедь —не убивать живое!» Лев Толстой Расист разрушает принцип равенства, придавая большее значение интересам своей расы. Противник равенства полов нарушает принцип равенства, отдавая предпочтение интересам своего пола. Аналогичным образом тот, кто проводит дискриминацию по виду, допускает, чтобы интересы его вида ставились выше интересов других видов (нечеловека). Но во всех случаях принцип один и тот же. Питер Сингер Примеры людей, осужденных за то, что они просвещали человеческий род, почти столь же многочисленны в физике, сколь и в морали. Разве природа разместила все эти пружины чувств в животном не для того, чтобы оно могло чувствовать? Разве у него нервы не для того, чтобы оно могло страдать?. Какая нищета ума сказать, что животные — машины, лишенные понимания и чувств. Вольтер Человек гордится тем, что он поймал бедного зайца, а другой тем, что он поймал маленькую рыбку в сети, а кто-то — тем, что он поймал диких кабанов, а кто-то тем, что он поймал медведей… Разве они не грабители? М. Аврелий, Римский император и философ (121-180) Убийцы… часто начинают с того, что в детстве убивают и мучают животных. С. Келлерт, А. Фелтхаус, психологи «Меня не волнует человеческая религия, где не заботятся о благе кошек и собак.» Авраам Линкольн Можно отучить себя от жалости даже к людям, и можно приучить себя к жалости даже к насекомым. Чем больше в человеке жалости, тем лучше для его души. Отгоняй от себя все то, что мешает тебе видеть свою связь со всем живым. Л. Н. Толстой «Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми, а по тому, как ведем себя с животными.» Чак Паланик Александр Гумбольдт (1769-1859, основатель научной географии): «Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа». В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою,- не только не блага, но несомненное и очевидное зло. Лев Николаевич Толстой «Я сторонник прав животных так же, как и прав человека. И это путь всего человечества.» А. Линкольн «Ласка… единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать.» Михаил Булгаков «Наша задача заключается в том, чтобы освободить себя, расширяя круг нашего сочувствия, чтобы он охватывал все живые существа и всю природу, ее красоту и великолепие.» Альберт Эйнштейн «Много лет тому назад какие-то охотники в наших прериях устроили охоту на бизонов для развлечения некоего английского графа — и чтобы снабдить его толикой свежего мяса. Охота доставила всем участникам много удовольствия. Они убили семьдесят двух этих степных великанов, съели часть одного из них, а семьдесят две туши бросили разлагаться. … Из всех животных только человек жесток. Только он причиняет боль потому, что это доставляет ему удовольствие. О высших животных нельзя сказать ничего подобного. Кошка играет с перепуганной мышью, но у нее есть оправдание — она не знает, что причиняет страдание мыши. И кошка умеренна — нечеловечески умеренна: она только пугает мышь, но не делает ей больно; она не выцарапывает ей глаза, не сдирает с нее шкурку, не загоняет ей гвозди под коготки — на человечий манер; когда ей надоедает играть с мышью, она ею завтракает, сразу кладя конец её мученьям. Человек — жестокое животное. И это отличие принадлежит ему одному.» Марк Твен «Низшее животное». 1897г Когда какое-либо животное насильно принуждается служить человеку, страдания, которые оно испытывает в результате этого, являются нашей общей проблемой. Никто, коль скоро он в силах предотвратить это, не должен попустительствовать боли и страданию, за которые он не хочет нести ответственность. Никто не должен самоустраняться от проблемы, думая, что это не его ума дело. Никто не должен уклоняться от бремени ответственности. До тех пор, пока существует повальное жестокое обращение с животными, пока стоны голодных и мучимых жаждой существ доносятся не замеченными из железнодорожных вагонов, пока на скотобойнях царит жестокость, и столько животных встречают ужасную смерть от неумелых рук на наших кухнях, до той поры, пока животные вынуждены сносить неописуемые муки от бессердечных людей или служить объектом жестоких игр наших детей, до тех пор все мы виновны и вместе несем бремя ответственности за все происходящее. Добро — поддерживает и лелеет жизнь; Зло — уничтожает и препятствует ей. Альберт Швейцер «Строго накажи своё дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство». Пифагор «До тех пор, пока люди будут резать животных, они будут убивать друг друга. И, действительно, тот, кто сеет зерно убийства и боли, не может пожинать радость и любовь» Пифагор «Глупые люди жестоки сверх всякой меры. » Джек Лондон «Вы легко можете судить о характере человека по тому, как он относится к тем, кто ничего не сможет ему сделать.» Джеймс Д. Майлз Будь то человек, обезьяна, кошка или песчанка, ни одно чувствующее существо не имеет «лучшие» или более совершенные нервы. У животных, которых мы используем для развлечений и удобства есть семьи, желания и характер. Они знают вкус еды, наслаждаются компанией других и ценят многие аспекты жизни, значимые для нас, людей. Таким образом, хоть мы можем иметь очень различные когнитивные способности, но то, что мы делаем с животными, считая их «вещами», так же невероятно ужасающе для них, как было бы и для нас.» Если вы увидите детей, мучающих для своей забавы котенка или птичку, вы останавливаете их и учите их жалости к живым существам, а сами идете на охоту, стрельбу голубей, скачку и садитесь за обед, для которого убито несколько живых существ. Неужели это кричащее противоречие не сделается явным и не остановит людей? Лев Толстой Джордж Бернард Шоу: Мы молим Бога озарить наш путь: «Даруй нам свет, о всеблагой Господь!» Кошмар войны нам не дает уснуть, Но на зубах у нас животных мертвых плоть. «Придёт тот день, когда все представители животного мира обретут те неотъемлемые права, нарушить которые посмеет лишь власть тирании… В один прекрасный день мы осознаем наконец, что количество конечностей, качество меха или строение позвоночника не есть основания, достаточные для определения судьбы живого существа. Что же ещё может служить критерием для определения той черты, которую нам не дозволено переступать? Может, это рассудок или осмысленная речь? Но тогда взрослая лошадь или собака — куда более разумное и коммуникабельное существо, нежели младенец, которому день, неделя или даже месяц отроду. Допустим даже, что реальность была бы прямо противоположной, но что это меняет, в конце концов? Вопрос ведь не в том, могут ли они рассуждать? Могут ли они говорить? Но в том, способны ли они страдать?» Джереми Бентам «Зачем требовать от меня отчет, почему я питаюсь как порядочный человек? Если бы я поедал обожженные трупы невинных существ, вы имели бы основание спросить меня, почему я так поступаю.» Бернард Шоу Стать вегетарианцем — это верный способ отказаться от участия в издевательствах над животными на фермах. Вегетарианцы — живые доказательства того, что нам не нужно эксплуатировать животных ради еды. (Питер Сингер, писатель, защитник прав животных) «Ум и мыслительные способности человека тупеют от мяса», так считал Плутарх — древнегреческий философ, биограф, моралист, публицист, священник, посол, судья и просто вегетарианец. «Человек — это всеядный убийца, который, разглагольствуя о мире и любви, перерезает горло овцам и глушит рыбу, чтобы набраться сил и продолжать разглагольствовать о мире и о любви.» Ремарк «Было время, когда люди ели друг друга; пришло время, когда они перестали это делать, но продолжают еще есть животных. Теперь пришло время, когда люди все больше и больше бросают и эту ужасную привычку». Лев Толстой «До тех пор, пока люди будут исключительно настаивать на отдельных видах человечности, пока они будут чувствовать и выражать жалость лишь к тому или другому виду человеческих страданий и в то же время пренебрегать другими, не менее существенными их формами, пока будет отказано в жалости животным, или пока эта жалость будет обращена только к некоторым породам животных, — до тех пор будет труден переход от узкого эгоизма личных интересов к более возвышенному и благородному чувству всемирного братства. Для меня несомненно, что недостаток человечности в одной какой-нибудь области непременно должен повлечь за собой равнодушие ко всему человечеству вообще». Генри Солт «Если только однажды человек осознает возможность обходиться без животной пищи, это будет означать не только фундаментальную экономическую революцию, но и заметный прогресс в морали и нравственности общества». (Морис Метерлинк) «Мы в состоянии поглощать плоть лишь потому, что мы не думаем в этот момент о том, сколь жестоки и греховны деяния наши. Существует множество преступлений, которые являются таковыми лишь в контексте человеческого общества, преступлений, противоправность которых — лишь в отступлении от общепринятых норм, обычаев и традиций. Жестокость не относится к таковым. Это фундаментальный грех, зло, и к нему неприменимы споры или толкования. Если только мы не позволим нашему сердцу загрубеть, оно убережёт нас от жестокости, его зов всегда ясно слышен; и тем не менее мы продолжаем творить жестокости снова и снова, делая это легко, радостно, все мы — сказать по правде. Тех же, кто не присоединятся к нам, мы спешим назвать странными чудаками не от мира сего… И если даже после того как жалость всё же пробудилась в наших сердцах, мы предпочитаем глушить наши чувства, ради того лишь, чтобы не отстать от остальных в их охоте за всем живым, мы тем самым оскорбляем всё то доброе, что теплится у нас внутри. Я избрал для себя вегетарианский образ жизни». (Рабиндранат Тагор) «Пока мы не включим животных в общий с нами круг благополучия, в мире не будет мира». (Альберт Швейцер) «Ничто не принесет такой пользы человеческому здоровью и не увеличит шансы сохранения жизни на Земле, как распространение вегетарианства». (Альберт Эйнштейн) «Справедливости не будет до тех пор, пока человек держит нож или ружье и убивает тех, кто слабее его». (Исаак Зингер) «…нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, и сами они — существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Животные — не меньшие братья и не бедные родственники, они — иные народы, вместе с нами попавшие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий» Генри Бестон Джордж Бернард Шоу был вегетарианцем с 25 лет и дожил до 94 лет. В 70 лет на вопрос журналиста: «Как вы себя чувствуете?» он ответил: «Прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, если не буду есть мясо». В 90 лет на тот же вопрос он отвечал: «Прекрасно, больше меня никто не беспокоит: те врачи, которые меня пугали, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли». Человека можно назвать нравственным только тогда, когда он следует лежащему на нем долгу оберегать все живое, что он в состоянии защитить, и когда он идет своей дорогой, избегать, насколько это возможно, причинять вред живому. Такой человек не задается вопросом, насколько та или иная форма жизни заслуживает симпатии к себе или насколько она способна чувствовать. Для него священна жизнь как таковая. Он не сломает сосульку, что сверкает на солнце, не сорвет лист с дерева, не тронет цветок и постарается не раздавить ни одно насекомое при ходьбе. Если он работает летним вечером при свете лампы, он, скорее, закроет окно и будет работать в духоте, нежели наблюдать, как один за другим мотыльки падают на его стол с опалёнными крыльями. Альберт Швейцер Oхота не только уничтожает дикую фауну, но развивает вкус к насилию, обесчеловечивающий того, кто ею занимается. Теодор Моно «К сожалению, нравы нашего общества таковы, что сострадательные люди воспринимаются почти как юродивые… Это судьба любой истины – быть предметом насмешек, до тех пор, пока эта истина не будет общепризнанной» Альберт Швейцер

Теги других блогов: животные этика сострадание